среда, 11 июля 2018 г.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

После удачно отмеченного Нового Года 2016, после 4-х дневного простоя автомобиля в -15С мороз, ощутил всю волну эмоций от удачно заведенного двигателя в своем французике. Но аккумулятору это далось не легко... Первый оборот стартера, второй, третий, четвертый... тухнут лампочки приборной панели... И... Врр-р-ум!!! Пронесло. Смахнув холодный пот, задумался: а ежели чего, заряжать-то нечем? Старое зарядное благополучно испарилось у знакомых, даже не помню кому и давал. Покупать естессно не позволит земноводное и чувство собственного достоинства. Ну тогда понеслось. Как обычно, припомнив старую рабочую схему тиристорного зарядного устройства, кондового и железобетонного, которое НЕработать просто не может, решил воспроизвести.










Схема представляет собой обычный тиристорный регулятор мощности с фазоимпульсным управлением. Питание он получает с трансформатора Т1 через выпрямительный мост, собранный на диодах VD1 – VD4. Узел управления тринистором представляет собой аналог однопереходного транзистора, собранный на транзисторах VT1, VT2. Диод VD5 служит для защиты управляющей цепи тринистора от обратного напряжения при его переключении.

На месте тринистора VS1 может работать КУ202Г — КУ202Е и даже более мощные Т -160, Т-250. Транзистор КТ361А можно заменить на КТ361б – КТ361Е, КТ502В, КТ3107А, КТ501Ж – КТ501К, КТ502Г. На месте VT2 может работать КТ315А-КТ315Д, КТ3102А, КТ312Б. Вместо диода КД 105Д подойдут КД105Г, КД105В, Д226 (с любым индексом). В качестве выпрямительных диодов VD1 – VD4 можно использовать любые, на обратное напряжение не менее 50В и прямой ток 10А (Д242, Д243, Д245, КД203, КД210, КД213 и т.п.).

Амперметр готовый постоянного тока или любой миллиамперметр (микроамперметр) с соответствующим шунтом.

Ностальгируя по былым самоделкам, откопал в загашнике оригинальные КТ315-КТ361, КУ202 и под это все развел очередную платку.

 

Единственное, столкнулся с проверкой тиристоров на дееспособность. Не часто это необходимо, но помню очень простой и проверенный способ: С блока питания "+" садим на анод (тот который с резьбой), катод подсоединяем к небольшой нагрузке (лампочка, например,или как у меня - у меня моторчик от сверлилки), а второй конец нагрузки к "-" БП. Теперь при кратковременном замыкании управляющего электрода на анод (лучше конечно это делать сопротивлением в 47-51 Ом), при исправном тиристоре через нагрузку потечет ток (лампочка загорится, двигатель закрутится). Ну и тестером для верности пройтись по ножкам.

В качестве питающего трансформатора был взят, пусть и не совсем подходящий, но дармовой, трансформатор ТПП-278-220-50. 

Справочник говорит что 72Вт, 2.2А на обмотку. Можно параллельно соединить. Будет 4.4А. Ну и хватит. Нефик особо большими токами баловаться. Да и малогабаритный он. Обмотки выдают следующие напряжения:

Выводы обмотокНапряжение, ВДопустимый ток, А
11-1252,2
13-1452,2
15-16102,2
17-18102,2
19-201,352,2
21-221,352,2


Соединяем обмотки: 12-15, 14-17, 11-13, 16-18, 20-21

Теперь с обмоток "11-13" и "16-18" снимаем 15В, а с "19" и "22" - 2,7В, чего с лихвой хватит для питания подсветки амперметра.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

#1 Китайский ПЛК - аналог FX1N (MELSEC)

В этой статье будет описано знакомство с китайским ПЛК FX1N-10MT, аналогом MELSEC от Mitsubishi. Впечатление и подключение.